1февраля2018 г.

ДО ФОРУМА ОСТАЛОСЬ

О форуме

Идейный вдохновитель Профессорского форума — Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание» — основной задачей Форума видит организацию общения на профессиональной основе профессоров, руководителей ведущих университетов, научных коллективов, ведущих представителей научно-педагогических сообществ.

В работе Форума участвуют представители ведущих вузов России и стран Содружества, Министерства образования и науки, иных органов государственной власти России, органов управления образованием стран Содружества, Российской академии наук, Российской академии образования. Их присутствие в рамках мероприятий Форума обеспечивает актуальность и злободневность обсуждаемых вопросов и поднимаемых проблем.

Миссия Форума – объединить под своей эгидой представителей различных научно-педагогических сообществ, академий наук, Министерства образования и науки, иных государственных органов, деятельность которых оказывает воздействие на развитие образования и науки. Это способствует консолидации российской профессуры, налаживанию конструктивного диалога между ней и органами власти, развитию институтов гражданского общества.

Резолюция Первого профессорского форума

1. Рекомендовать Федеральному собранию Российской Федерации:

С учетом передового мирового опыта развития систем высшего образования продолжить работу по законодательному и нормативно-правовому обеспечению научно-технического развития, интегрированному развитию образования, науки и производства, предусматривая:

— выделение приоритетных научных направлений и соответствующую поддержку науки и образования;

— создание условий для привлечения частных инвестиций в инновационную деятельность вузов и научных учреждений и организаций;

— защиту прав интеллектуальной собственности, в том числе за рубежом.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рекомендовать:

— Принять меры и выработать новые механизмы привлечения инвестиций в сферу науки и образования.

— Предусмотреть меры мотивирующего характера по внедрению в деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, и их учредителей независимой оценки качества образования.

— Повысить роль и значение учета результатов независимой общественно-профессиональной оценки качества образования при принятии решений о государственной аккредитации программам высшего образования.

— Проанализировать и представить предложения с учетом мирового опыта по повышению объективности и эффективности мероприятий по формированию ежегодного национального рейтинга учреждений высшего образования

— Рекомендовать предварительное и публичное обязательное обсуждение проектов нормативных документов в сфере науки и образования с участием научной и вузовской общественности.

3. Рекомендовать Министерству образованию и науки России:

— Принять меры по дебюрократизации деятельности и отчетности кафедр и профессорско-преподавательского состава в сфере высшего образования.

— Развивать механизмы взаимодействия между центральными и региональными государственными и общественными структурами в сфере высшего образования и, в частности, в вопросах открытия новых направлений и специальностей подготовки кадров, в том числе научных кадров высшей квалификации, аттестации и лицензирования вузов.

— Учитывать предложения научной и вузовской общественности по совершенствованию федеральной и региональной нормативно-правовой базы науки и образования, в том числе по реализации следующих программ:

— Государственная программа РФ «Развитие науки и технологий на 2013–2020 год»;

— Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы»;

— Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы»;

— Программа фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период (2013–2020 годы);

— Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013–2020 годы.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

— За счет совершенствования регионального налогового и инвестиционного законодательства и нормативно-правовой базы, стимулировать привлечение в научно-техническую и образовательную сферу финансовых средств, предприятий и организаций.

— Рассмотреть вопрос о создании внебюджетных фондов, развитии государственно-частного партнерства поддержки прикладной науки и высшего образования.

— Активизировать и реализовать региональные целевые программы, направленные на создание учебных и инжиниринговых центров информационных технологий на базе вузов, передовых предприятий и научно-образовательных учреждений.

— Продолжить развитие инфраструктуры научно-технической сферы технопарков, технополисов, инновационных и бизнес-центров.

5. Высшим учебным заведениям совместно с объединениями работодателей:

— Предусмотреть меры стимулирующего характера для развития системы грантов работодателей региона для вузов на разработку тем и проектов по актуальным для работодателей направлениям.

— Обобщить и проанализировать взаимодействия вузов и предприятий, функционирования территориальных кластеров, коммерциализации результатов научной деятельности вузов.

— Разработать предложения по стимулированию в вузах инновационного предпринимательства, написания дипломных проектов и кандидатских диссертаций по заказу предприятий и организаций, посредством активизации работы кафедр и факультетов, введения специальных учебных курсов, чтения публичных лекций, грантов и стипендий, создания вузовской системы консалтинговой поддержки инновационного предпринимательства.

— Расширить практику создания кафедр вузов на базе предприятий и организаций.

— При заключении эффективного контракта учитывать, что оптимальным сочетанием размеров оклада и стимулирующих надбавок, обеспечивающих устойчивость проводимых исследований и заинтересованность в достижении результата, было бы не менее 60-70% оплаты по окладу и не более 30-40% оплаты в виде надбавок.

— Рассмотреть вопросы необоснованного сокращения профессорско-преподавательского состава по надуманным основаниям, в том числе за счет кулуарного непрозрачного внедрения индивидуальных образовательных траекторий и увеличения доли дисциплин по выбору обучающихся.

6. Рекомендовать средствам массовой информации России:

— Активно пропагандировать использование достижений науки, техники и технологий в развитии России, а также развитие инновационной деятельности в научно-технической сфере, в том числе с учетом возможностей социальной рекламы.

— Формировать аналитические программы на телевидении с обсуждением проблем и приоритетов в научно-технической и образовательной политике.

— Пропагандировать положительный опыт совместной работы бизнеса, университетов и научных институтов, администраций субъектов РФ, городов и районов в сфере инновационной деятельности.

7. Рекомендовать Российскому профессорскому собранию:

— Провести мониторинг действующих научных школ в университетах и вузах и ознакомить профессиональную общественность регионов с его результатами;

— Организовать совместно с ведущими университетами проведение систематической работы по анализу и распространению наиболее эффективного опыта управления образовательными организациями высшего образования;

— Провести анализ научных журналов из перечня ВАК для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, а также научных журналов по их обращению в РПС, и на основе анализа представить рекомендации ВАК по включению или исключению журналов перечня ВАК с учетом специфики отрасли, региона или изданий;

— Научным советам РПС принимать активное участие в подборе членов и оценке работы экспертных советов ВАК;

— Принимать активное участие в осуществлении профессионально-общественной аккредитации высших учебных заведений и отдельных программ подготовки бакалавров и магистров;

— Принять активное участие в экспертизе федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов;

— Обобщить опыт и выработать рекомендации по развитию академической мобильности и сетевого взаимодействия с проведением общественных слушаний в Общественной палате РФ;

— Выработать рекомендации по темам актуальных исследовательских программ и диссертационных исследований;

— Принять активное участие в обсуждении проектов изменений в федеральное и региональное законодательство в сфере науки и образования.

— Инициировать проведение мероприятий по обсуждению состояния диссертационных исследований совместно с экспертными советами ВАК.

— Разработать предложения по совершенствованию нормативных правовых документов в части:

— повышения роли независимой оценки диссертационного исследования;

— депонирования тем диссертационных исследований в создаваемом Научном авторском обществе;

— ежегодно составлять реестр научных конференций, проводить их мониторинг и рэнкингование, доводить данную информацию до профессиональной общественности, университетов и ВАК;

— признать необоснованным включение аспирантуры в один из уровней образования и подготовить предложения изменений в законодательство РФ:

— провести обсуждение и выработку рекомендаций с учетом исторического и зарубежного опыта критериев присуждения общественного звания «Заслуженный профессор России»;

— провести мониторинг и опубликовать рейтинг образовательных программ и кафедр;

— осуществить анализ и мониторинг учебной и научной нагрузки профессора вуза и провести широкое общественное обсуждение с выработкой рекомендаций;

— проанализировать распределение КЦП по вузам и отдельным программам;

— разработать предложения по изменению подходов к формированию пенсий профессоров и дать оценку нагрузки на бюджет РФ;

— провести мониторинг опыта ряда университетов по вопросам предоставления долгосрочного оплачиваемого творческого отпуска для подготовки научных работ и диссертационных исследований и опубликовать в открытой печати его результаты;

— поддержать инициативу по созданию в рамках РПС Научного авторского общества с учетом взаимодействия с Российским авторским обществом;

— изучить возможность создания общественно-государственного фонда совместно с участием российского бизнеса по поддержке стартапов, в том числе в части защиты интеллектуальных прав и продвижения инновационных разработок российских исследователей за рубежом;

— разработать рекомендации по стимулированию участия бизнеса в финансировании отечественного образования и науки;

— инициировать внесение изменений в Налоговый кодекс РФ с целью поощрения предпринимателей, осуществляющих поддержку учреждений образования и науки, в том числе путем предоставления налоговых льгот;

— обобщить опыт МГУ и СПбГУ в части развития академических свобод, обсудить с учетом Этического кодекса МГУ им. М.В. Ломоносова, практики СПбГУ обоснованность и возможность разработки и принятия Этического кодекса профессора, преподавателя и ученого-исследователя;

— поддержать инициативу образовательных и научно-исследовательских организаций и объединений о проведении церемонии вручения премии «Профессор года» и создать рабочую группу РПС по организации такой церемонии;

— инициировать проведение совместно с РАН, РАО, ведущими университетами и научно-исследовательскими организациями всероссийских конкурсов — «Молодой профессор-исследователь», «Инновационный учебник», «Инновационный вуз (по номинациям)» и других конкурсов;

— продолжить сотрудничество с международной ассоциацией университетских профессоров и доцентов в партнерстве с ЮНЕСКО;

— проанализировать текущую процедуру присвоения учёных званий и провести широкое общественное обсуждение с целью совершенствования системы и выработки механизмов независимой профессиональной аттестации;

— организовать широкое общественное обсуждение совместно с ВАК и ведущими университетами практики работы организаций по самостоятельному присуждению ученых степеней;

— разработать механизмы более эффективного участия научной общественности в оценке и обсуждении диссертационных исследований;

— проанализировать практику реорганизации факультетов и кафедр вузов в департаменты, институты и т.п. и оценить влияние данной реорганизации на академические свободы, качество образования и научные исследования;

— проанализировать действующую процедуру присвоения ученого звания профессора и выработать рекомендации по её совершенствованию.

8. Оргкомитету форума рекомендовать:

— Продолжить работу Форума в виде секционных заседаний в ведущих вузах и научных центрах России с рассмотрением итоговых рекомендаций не позднее 1 ноября 2018г.

— Опубликовать и разместить в сети Интернет тезисы докладов, представленные на пленарных и секционных заседаниях Форума.

— Принять меры по рассмотрению рекомендаций Форума и содействию их практической реализации. Направить рекомендации Форума в соответствующие органы и организации.

— Одобрить проведение Общероссийского профессорского форума и проводить его с периодичностью один раз в два года.

— Обобщить рекомендации и предложения участников Первого профессорского форума и создать Комиссию по их доработке и последующему обсуждению на федеральном и региональном уровне.